Идеи и философия Буддизма

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Буддизм – основные идеи кратко
Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма
Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

 

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

 

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

 

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Основные понятия буддизма

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

 

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

 

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Комплекс буддийских храмов
Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

 

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место. Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Направления и философские школы буддизма

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

31 КОММЕНТАРИИ

  1. 1. В статье: «Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь».
    Немного подкорректирую текст статьи, и да простит меня автор…

    Поскольку Сиддхартха, исходя из текстов Палийского канона и других текстов, практиковал самый суровый аскетизм -«умерщвление плоти», то вряд ли будет правильным назвать это «йогой». Термин «йога» вовсе не означает суровую аскезу.

    2. Далее по тексту: «Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни».

    Более верным было бы сказать: «Срединный путь» — это путь отказа, как от жизни в роскоши и мирских удовольствиях, так и от суровой аскезы, которую практиковали отшельники того времени. На самом деле жизнь в лесу, которую вёл Будда и его ученики, и есть «отказ от всяческих благ человечества» — простая и скромная жизнь, означающая полное отречение от мирских благ.

    3.»Восьмеричный путь спасения предполагает:» …
    (седьмая часть пути) «правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий»

    Отмечу, что на самом деле, седьмая часть восьмеричного благородного пути — это «правильное памятование» -«самьяг смрити» (санскр.). Это специальный термин, который необходимо раскрыть. Правильное памятование развивается с помощью практики, называемой «четыре основы памятования» (cattaro satipaṭṭhāna). Это памятующее созерцание четырёх объективных сфер: тела, чувств, ума и явлений (подробно эта практика описана в «Сатипаттхана Сутте»).
    Будда объясняет: «А что такое, монахи, правильное памятование? Здесь монах сосредотачивает внимание на теле, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру…» (далее сокращённо): «Он сосредотачивает внимание на ощущениях…на уме… на состояниях ума (примеч. — таких, как гнев и т.п.) осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру.»

    4. «правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения».

    Восьмая составляющая восьмеричного благородного пути «правильная сосредоточенность» — это не всякая сосредоточенность, а именно концентрация на определённом предмете с тем, чтобы возникло состояние погружения — «самадхи». Именно оно и будет «правильной состредоточенностью».

    5. «Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая».

    Это не совсем верно сказано, поскольку в суттах Палийского канона говорится о существовании многочисленных адов разных уровней, а также и многочисленных «раев» разных уровней, где обитают божества, некоторые из которых, кстати, достигли святости и помогают достойным людям. Пантеона святых в те времена действительно не было, поскольку собственную «святость» никто не афишировал.

    • Таня, большое спасибо за такой развернутый и познавательный комментарий к нашей несовершенной статье. Конечно мы не могли вместить в нее даже самые основные идеи буддизма, не говоря о том, что многие факты спорны и уже не подлежит проверке. А ваши слова раскрывают вас как человека, глубоко понимающего суть этой темы. Если вам интересно стать автором рубрики про будддизм, мы с удовольствием отведем вам колонку, естественно, с указанием вашего авторства.

      • Моё уважение и благодарность вам за то, что разместили статью о буддизме! Спасибо за то, что не удалили мой комментарий. Готова всячески помогать вам и без указания моего авторства.

        • Таня я понимаю что вы много знаете о буддизме , хотелось с Вами пообщаться чтоб познать о буддизме как можно больше . Как и где Вас можно найти ???

      • В статье одни заблуждения, если не сказать, что откровенный бред….. Начнём со слова БУДДА.
        Его настоящий смысл — удержание в пустоте….
        Далее, основная идей буддийского УЧЕНИЯ, сокрыта в русском слове — СМЕРТЬ. Сейчас я вам переведу его истинный смысл, и вы всё сами увидите:
        С — сложение
        М — с начальной
        Е — площадью
        Р — энергии
        Ть — творящего

        Видите ли, всё это, как и Веды, создали русские люди, и читается правильно, всё только по русски….

        • Бог смерти ЯМА, это голубой синий БУДДА, это смерть, чтобы родилась жизнь, надо совершить смерть..для кочевников азиатов, кочующих убийц, р киевская русь и усская крещенная земля в европе была краина,, вырытая для захороения трупа яма у краине называлась украина..

    • «Достичь Просвещения»? А что есть Просвещение?- Вот в этом вопросе (по моему разумению) и есть слабость позиции Буддизма. Вполне возможно,что
      понятие Просвещение Буддисты принимают ситуацию,когда с ново просвещённым начинают вести беседы им непонятные энергетические сущности. Это духи,ангелы,боги,сатаны,демоны и прочие. Но это ещё не есть Просвещение. Уровень реального просвещения наступает после больших усилий и труда по изучению знаний по многим направлениям наук.Это религиозные учения,философия, многие науки и опыт жизни. Вот тогда и наступает состояние просвещения.

      Хочу особо отметить, что каждому человеку можно и нужно поклоняться и исповедовать все религиозные учения. Эти учения от Бога, гармонично добавляют и усиливают понимание и важность религии в жизни человека.

      • Александр, спасибо за Ваш комментарий, но в статье идёт речь о «Просветлении», а не о «просвещении», как Вы пишете. Хотя, насчет усилий для достижения чего-либо ценного, Вы абсолютно правы)

  2. Статья и комментарии заслуживают всяческой похвалы.Автор статьи изложил доступным языком для людей, которые мало понимают или вообще первый раз задались вопросом о буддизме,а Таня все же явно погрузилась в детали. Спасибо всем за повествование.

    • Сергей, спасибо за лестный отзыв. А Татьяна, всё-же, очень хорошо разбирается в теме, чтобы не заметить мелких недочетов в статье.

  3. Для Татьяны. Татьяна вы видно неплохо разбираетесь в печатном тексте, но когда вы написали, что Будда практиковал самый суровый аскетизм-» умерщвление плоти» , из этого явно видно, что Татьяна никогда не практиковала аскетизм, а значит очень далеко находится от осознания и понимания , что- же на самом деле, в жизнь индивида привносит такая практика как аскетизм, а не практикуя аскетизм, ни умом, ни разумом не добраться, до тех глубинных привнесений, который и привносит аскетизм
    У Будды спросили, а ведёт- ли аскетизм к просветлению или что- то в этом роде, на что Будда ответил, что нет, что аскетизм не ведёт к просветлению, и на самом деле оно так и есть, но Будда, не был- бы Буддой, если- бы ответил по другому, но на бушующее, и простите хза совет, если вы так хорошо разбираетесь в том, что и когда сказал Будда, было- бы неплохо именно в вашем случае, научится читать между строк, и слышать то, что не слышат другие, а это всего- лишь дело практики. Будда действительно практиковал суровый аскетизм, и мне в своё время пришлось им заняться, практиковал я аскетизм на протяжении 7 лет, сутки, 7 суток, две недели , три недели, Сорок суток, на одной воде, потом перешёл, на более жёсткую, сделал сутки, трое , пять и десять суток без воды. Жёстко и сурово, но сделал, на то были свои причины и жизненные обстоятельства, но не суть. Будда- искатель Истины, Будда исследователь, и он прошёл, весь свой путь от начала и до конца, и если- бы последователи Будды, были- бы более прозорливы и детальны, тогда- бы они спросили Будду, а зачем- же ты тогда, так долго практиковал аскетизм, если он не ведёт к просветлению, возможно Будда ответил, возможно нет, да и аскеза он вёл скорее всего интуитивно, ведь он исследователь и искатель, и ведь действительно и нашёл и исследовал именно то, что его последователи пытаются найти и по сей день. Так вот Татьяна- аскетизм привносит в жизнь практикующего его; недюжую Силу Воли, а она ох как необходима на этом пути, в добавок к силе воли, аскетизм привносит повышенные вибрации, которые в свою очередь тоже способствуют просветлению, а так- же правильный аскетизм, не умерщвляет плоть, а воспитывает её, и в добавок ко всему сказанному, правильно проведённый аскетизм, подготавливает психику практикующего, к восприятию Высшей Истины, что- бы это небыло, ударом для практикующего, типа как обухом по голове. То- есть, правильно проведённый аскетизм, воспитывает плоть, повышает вибрации индивида, затачивает психику и сонастраивает её со всем организмом в целом на необходимый лад, то- есть происходит своеобразная гармонизация, как самого индивида так его психики и тела вместе взятых, но это всё сугубо- индивидуально. Нужны и сила Воли и воспитанная плоть, и точеная психика, и самое главное сам индивид, утонченно восприимчивый, к любому колебанию. Ведь все есть вибрация, и если индивид не филигранен, то счастливого плавания, как говорится. Но Будда- то реально делал аскету, а его последователи, реально решили, что если аскетизм, не ведёт к просветлению, то нечего и парится, ах плутишки. Будду умом не понять, ведь он вышел за пределы ума, причём через парадную дверь. Можно сколько угодно цитировать, запоминать и повторять, но без правильной практики и правильного сосредоточения, до него не доползти. Летайте, Летайте Татьяна!

    • а не могли бы вы сказать, где почитать о правильной аскезе в буддизме? и что еще об этом говорил Будда (первый или другие)? спасибо!

  4. Я прочитал все это и у меня возникло много сомнений о правильности теорий буддизма.

    1. Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! Ничто не создается и ничто не исчезает-а все трансформируется из одной материи в другую, это-истина в последней инстанции.
    2. О карме… Карма-как и все-любые религиозные верования и доктрины-всего лишь общественный договор! И не более того! Это -истина в последней инстанции.
    3. Пренебрежение телом-это величайшее заблуждение.
    Что же это за душа в которой нет места высокоразвитому физическому телу, которое обладает высшими космическими энергиями, может приходить и уходить с земных планов_когда есть необходимость. Это будет не душа, а малюсенькая душонка-может быть немного большей, чем у известного маугли, которого воспитывала волчица.. это еще одна истина в последней инстанции..
    4. А вообще-все религии и верования-дубинка управления сущностями, которых с большим трудом можно называть людьми, которые ищут на что бы опереться в этой тяжелой физической жизни, не понимая того-что все опоры находятся внутри нас, а все религии и верования созданы силами тьмы.. Это- еще одна истина в последней инстанции.

    • Алекс, согласна с Вами, спасибо за комментарий. Я полагала, что одинока в своём видении мира и отношении к религиям. Даже уже стала думать, что заблуждаюсь, не веря в бога и решила узнать о буддизме, пытаясь найти в нём те же истины, которым доверяю я. Ошиблась, там тоже всё не то. Нужно верить не идолам, а в самого себя и тогда нет никаких зависимостей — сюда не ходи и это не делай. Моё мнение, что все религии — это глобальные секты, в которые вступили очень и очень многие люди. Даже провожу аналогию с сетевым маркетингом — уговори двух своих друзей покреститься и тебе там на небесах воздастся после смерти, будешь там почитаем и уважаем. Это не что иное, как алчность, люди пытаются купить себе комфорт в загробном мире. Люди настолько боятся смерти и самой жизни, совершают ошибки, что ищут во всём оправдание высших сил. И пусть меня закидают тухлыми помидорами все супер-верующие, пытаясь доказать, что есть бог, карма и прочее и лишний раз докажут, что они хотят подписать меня и привести в секту. Это лишь доказательство того, о чём написано выше. Никому ничего не доказываю и не склоняю других поверить в то, во что верю сама в отличие от окружающих, которые хотят подписать на христианство. Просто знайте, что есть люди, которые не верят в религии. Можно сказать, что это тоже религия — отказ от всяческих религий. Приятно осознавать, что есть люди с тобой схожие, таких меньшинство.

      • Здравствуй Елена!
        Прочитал ваш каментарий решил,сказать пару слов,пару мыслей.
        Так сложилось что с детства задавал себе сложные вопросы о жизни,на некоторые ответы нашел,на другие еще ищу.
        в любой партии в любой религии,ВЕЗДЕ!!!! есть спикуляции,и всякие искажения,а все из-за эгоизма человеческого.
        например одни хотят в рай,другие не хотят в ад—суть одна и таже Я.Я.Я.
        НО если без амбиций,и без предубеждений ,не глядя на религиозных людей вникнуть в учение Христа—оно прекрасно!!!!!!!!!!!!!!
        ни в одной религии,я не нашел чтобы Бог умер за свое творение! И самое главное ПОЧЕМУ Он это сделал!!!
        тут можно много говорить аргументировать и т.д.
        Мою душу ОЧАРОВАЛА ЛЮБОВЬ которую показал на деле Христос! Этот принцип мне кажется самым логичным и последовательным!!!! Его любовь-ЕСТЬ СУЩЕСТВУЕТ БЕЗ ПРИЧИНЫ,она действует,он любит даже своих врагов,едвали я могу нормально проявить любовь к друзьям своим….тут есть чему учится и восхищаться.
        человеческая любовь очень условна,если человек меняет повидение меняется и отношение к нему!!!
        вывод-истинное христианство может у самого слабого и ничего не значашего человека развить огромное сердце!которым он обнимет весь мир

    • Алекс! Походу твоя религия это — истина в последней инстанции.
      По твоим четырём пунктам:
      1. «Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! » Ты так сказал, будто у тебя есть неопровержимые доказательства обратного!!!
      2. О карме — поступай с другими так, как ты хочешь чтоб другие поступали с тобой. И этим всё сказано.
      3. Душа или дух — это энергия, информация, которая от перерождения к перерождению наделяет нас сознанием, разумом..
      4. «все религии и верования созданы силами тьмы» Серьёзно??? Докажи!
      Если все религии — дубинка управления сущностями, которых с большим трудом можно называть людьми. И если к примеру твои родители верующие люди, то получается что и их ты затрудняешься назвать людьми, да?!
      Я никого не хотел обидеть или в чём-то обвинить. Просто уважайте мнения других, чтоб и другие тоже вас стали уважать. И творите больше добрых дел.

  5. СПАСИБО ЕЛЕНА. Я ТАКОГО ЖЕ МНЕНИЯ . И Я СЧАСТЛИВА , ЧТО НАШЛА ЧЕЛОВЕКА ,КОТОРЫЙ ДУМАЕТ ТАК ЖЕ КАК Я. Я ХОЧУ ПОГОВОРИТЬ НА ЭТУ ТЕМУ И НАЙТИ ТЕХ КТО МЫСЛИТ ТАК ЖЕ.

  6. Сам Будда заявлял что его учение — результат его личного практического опыта. Поэтому буддизм не дает глубоких знаний и не ведет к Освобождению — ЛИШЬ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАДАНИЙ. Но познать и понять ВЕДУ ленивому обывателю весьма сложно! В основе буддистского мировоззрения мир, где все взаимосвязано и все меняется, так невозможно существовать ПОТОМУ ЧТО НЕТ ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ и наступил бы хаос!!! ПРАВИЛЬНЫЙ АСКЕТИЗМ основа освобождения — ибо это качество богов но он безполезен без истинного знания это лишь метод а не цель
    НИРВАНА буквально — НИ ОДИН потеря личности АТМА и растворение в пустоте = ШУНЬЯТА потому буддизм ловушка души для глупцов
    КТО НЕ НАЙДЕТ БОГА В СЕБЕ ТОТ НЕ НАЙДЕТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЕБЯ

  7. Большое спасибо за статью! В ней вполне доступно объясняется, что такое Буддизм. Для людей, которые просто интересуются религиями — этого достаточно! Спасибо огромное! Успехов!

  8. Сколько людей, столько и мнений. И каждый прав — для себя. У каждого свои боги и своя вера. Зачем придумывать одну веру и одну религию? Только загонять человека в чужие рамки. Будда мог думать одно, а его могли понять по-другому. Никто уже не сможет подтвердить, так ли все было. Легенды перевираются с веками очень жестоко. Но вот что можно сказать о буддизме как о собрании мыслей последователей этого течения: своя мудрость в нём есть. И её даже больше, чем во многих других учениях. Стоит только отделить зерна от плевел, здравые мысли от некоторых перегибов вроде жесткого аскетизма. Намеренное причинение себе страданий не ведет к просветлению, а ведет к борьбе за жизнь и волю. Я считаю, что человеку полезно себя радовать, не важно чем — походом в кино или хорошей едой. Главное, не делать это постоянно и воспринимать как подарок самому себе, как праздник. Главные противники жизни — это пресыщенность, скука и нужда. Путь посередине — самый лучший. Когда ты не нуждаешься, но и не пресыщен, то есть время размышлять о высоком и духовном. И еще — пускай меня заплюют религиозные люди — но перестаньте обманываться. Нет бога. Вот нет и все. Есть невероятные стечения обстоятельств, совпадения, которые иногда да случаются. Может статься, что и человек получился случайно. Смиритесь с этим. Некому разгребать ваше д*ерьмо, некому решать ваши проблемы и «отпускать грехи», как и некому наказывать. Ваш мир — это вы сами. Вы сами своя награда и свое наказание. Так что про карму — это правда. Ну а вот прибавление и убавление очков к карме — это уже дурость и влияние капитализма :/ Нельзя измерить вину и доброту в каких-то там очках… Уф, сложно и много, простите, просто писала, как мысль шла)))

  9. Вот как даже в обсуждениях к статье о буддизм умудрились задеть оскарбить.показать пальцем кто тут неправильная пчела..люди. человеки

  10. Наверно стоит обратить внимание на две вещи которые достаточно часто встречаются в нашей жизни. Люди пережившие клиническую смерть и описывающие свои ощущения и духовные лидеры буддизма говорящие где и как искать их реинкарнацию. Это так сказать материальные свидетельства, которые нельзя не учитывать в споре о душе и боге.

    • В споры «о боге» охотнее всего, вписываются как раз те, у кого душа не чиста.
      Это конечно никакое не материальное свидетельство, скорее так, моё личное наблюдение.

  11. Я атеист. С уважением отношусь к различным философским учениям, в том числе к буддизму. Религию характеризую словами Станиславского: «не верю».
    Все верующие считают атеистов недочеловеками (см. выше пост Алены: «Не ограничивайте Бога своими скудными представлениями о нем»).
    Даже в ст. 148 УК РФ впердюлили «Преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих». А мои чувства, Алена, тебе твой бог позволяет оскорблять? Закон точно позволяет :) :)

  12. Зачем же делать хоть что, если всё бренно, тщетно и тленно?
    — этот вопрос, я сколько помню, сам себе задаю день за днем.
    Что за бартер я другому в ответ, на сей раз припряпрятал за рукавом?!?
    И почему ж так раздуто моё удивленьньеч? Позвольт!?! За что?!?
    Откудов такой зловещий про меня у судьбы приговор?
    И неужто так же преданно ждет, так же неистоство, страстно..и всегда ли страсть несет и любовь? Так ли создан вопрос всегда для ответа?

  13. Всякие религии предлагают ограничения — в желаниях, в отношении мыслей и т.д.
    Кто-то написал о Христе, умер за всех и врагов и друзей…скажем так. Но если буддизм был до рождества Христова, то почему Бог послал сына через тысячелетия, показать нам, что есть любовь к ближнему? Каждый год на Землю приходит благодатный огонь и мы считаем, что еще один год нам дарован. А как тогда жили люди до рождества Христова и кто даровал им годы жизни? Будда? Я уважаю все религии, но меня не покидает мысли и сомнения…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here