Идеи и философия Буддизма

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Буддизм – основные идеи кратко
Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма
Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

 

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Основные понятия буддизма

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

 

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

 

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Комплекс буддийских храмов
Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

 

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Направления и философские школы буддизма

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

34 КОММЕНТАРИИ

  1. 1. В статье: «Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь».
    Немного подкорректирую текст статьи, и да простит меня автор…

    Поскольку Сиддхартха, исходя из текстов Палийского канона и других текстов, практиковал самый суровый аскетизм -«умерщвление плоти», то вряд ли будет правильным назвать это «йогой». Термин «йога» вовсе не означает суровую аскезу.

    2. Далее по тексту: «Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни».

    Более верным было бы сказать: «Срединный путь» — это путь отказа, как от жизни в роскоши и мирских удовольствиях, так и от суровой аскезы, которую практиковали отшельники того времени. На самом деле жизнь в лесу, которую вёл Будда и его ученики, и есть «отказ от всяческих благ человечества» — простая и скромная жизнь, означающая полное отречение от мирских благ.

    3.»Восьмеричный путь спасения предполагает:» …
    (седьмая часть пути) «правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий»

    Отмечу, что на самом деле, седьмая часть восьмеричного благородного пути — это «правильное памятование» -«самьяг смрити» (санскр.). Это специальный термин, который необходимо раскрыть. Правильное памятование развивается с помощью практики, называемой «четыре основы памятования» (cattaro satipaṭṭhāna). Это памятующее созерцание четырёх объективных сфер: тела, чувств, ума и явлений (подробно эта практика описана в «Сатипаттхана Сутте»).
    Будда объясняет: «А что такое, монахи, правильное памятование? Здесь монах сосредотачивает внимание на теле, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру…» (далее сокращённо): «Он сосредотачивает внимание на ощущениях…на уме… на состояниях ума (примеч. — таких, как гнев и т.п.) осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру.»

    4. «правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения».

    Восьмая составляющая восьмеричного благородного пути «правильная сосредоточенность» — это не всякая сосредоточенность, а именно концентрация на определённом предмете с тем, чтобы возникло состояние погружения — «самадхи». Именно оно и будет «правильной состредоточенностью».

    5. «Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая».

    Это не совсем верно сказано, поскольку в суттах Палийского канона говорится о существовании многочисленных адов разных уровней, а также и многочисленных «раев» разных уровней, где обитают божества, некоторые из которых, кстати, достигли святости и помогают достойным людям. Пантеона святых в те времена действительно не было, поскольку собственную «святость» никто не афишировал.

    • Таня, большое спасибо за такой развернутый и познавательный комментарий к нашей несовершенной статье. Конечно мы не могли вместить в нее даже самые основные идеи буддизма, не говоря о том, что многие факты спорны и уже не подлежит проверке. А ваши слова раскрывают вас как человека, глубоко понимающего суть этой темы. Если вам интересно стать автором рубрики про будддизм, мы с удовольствием отведем вам колонку, естественно, с указанием вашего авторства.

      • Моё уважение и благодарность вам за то, что разместили статью о буддизме! Спасибо за то, что не удалили мой комментарий. Готова всячески помогать вам и без указания моего авторства.

        • Таня я понимаю что вы много знаете о буддизме , хотелось с Вами пообщаться чтоб познать о буддизме как можно больше . Как и где Вас можно найти ???

      • В статье одни заблуждения, если не сказать, что откровенный бред….. Начнём со слова БУДДА.
        Его настоящий смысл — удержание в пустоте….
        Далее, основная идей буддийского УЧЕНИЯ, сокрыта в русском слове — СМЕРТЬ. Сейчас я вам переведу его истинный смысл, и вы всё сами увидите:
        С — сложение
        М — с начальной
        Е — площадью
        Р — энергии
        Ть — творящего

        Видите ли, всё это, как и Веды, создали русские люди, и читается правильно, всё только по русски….

        • Бог смерти ЯМА, это голубой синий БУДДА, это смерть, чтобы родилась жизнь, надо совершить смерть..для кочевников азиатов, кочующих убийц, р киевская русь и усская крещенная земля в европе была краина,, вырытая для захороения трупа яма у краине называлась украина..

    • «Достичь Просвещения»? А что есть Просвещение?- Вот в этом вопросе (по моему разумению) и есть слабость позиции Буддизма. Вполне возможно,что
      понятие Просвещение Буддисты принимают ситуацию,когда с ново просвещённым начинают вести беседы им непонятные энергетические сущности. Это духи,ангелы,боги,сатаны,демоны и прочие. Но это ещё не есть Просвещение. Уровень реального просвещения наступает после больших усилий и труда по изучению знаний по многим направлениям наук.Это религиозные учения,философия, многие науки и опыт жизни. Вот тогда и наступает состояние просвещения.

      Хочу особо отметить, что каждому человеку можно и нужно поклоняться и исповедовать все религиозные учения. Эти учения от Бога, гармонично добавляют и усиливают понимание и важность религии в жизни человека.

      • Александр, спасибо за Ваш комментарий, но в статье идёт речь о «Просветлении», а не о «просвещении», как Вы пишете. Хотя, насчет усилий для достижения чего-либо ценного, Вы абсолютно правы)

  2. Статья и комментарии заслуживают всяческой похвалы.Автор статьи изложил доступным языком для людей, которые мало понимают или вообще первый раз задались вопросом о буддизме,а Таня все же явно погрузилась в детали. Спасибо всем за повествование.

    • Сергей, спасибо за лестный отзыв. А Татьяна, всё-же, очень хорошо разбирается в теме, чтобы не заметить мелких недочетов в статье.

  3. Для Татьяны. Татьяна вы видно неплохо разбираетесь в печатном тексте, но когда вы написали, что Будда практиковал самый суровый аскетизм-» умерщвление плоти» , из этого явно видно, что Татьяна никогда не практиковала аскетизм, а значит очень далеко находится от осознания и понимания , что- же на самом деле, в жизнь индивида привносит такая практика как аскетизм, а не практикуя аскетизм, ни умом, ни разумом не добраться, до тех глубинных привнесений, который и привносит аскетизм
    У Будды спросили, а ведёт- ли аскетизм к просветлению или что- то в этом роде, на что Будда ответил, что нет, что аскетизм не ведёт к просветлению, и на самом деле оно так и есть, но Будда, не был- бы Буддой, если- бы ответил по другому, но на бушующее, и простите хза совет, если вы так хорошо разбираетесь в том, что и когда сказал Будда, было- бы неплохо именно в вашем случае, научится читать между строк, и слышать то, что не слышат другие, а это всего- лишь дело практики. Будда действительно практиковал суровый аскетизм, и мне в своё время пришлось им заняться, практиковал я аскетизм на протяжении 7 лет, сутки, 7 суток, две недели , три недели, Сорок суток, на одной воде, потом перешёл, на более жёсткую, сделал сутки, трое , пять и десять суток без воды. Жёстко и сурово, но сделал, на то были свои причины и жизненные обстоятельства, но не суть. Будда- искатель Истины, Будда исследователь, и он прошёл, весь свой путь от начала и до конца, и если- бы последователи Будды, были- бы более прозорливы и детальны, тогда- бы они спросили Будду, а зачем- же ты тогда, так долго практиковал аскетизм, если он не ведёт к просветлению, возможно Будда ответил, возможно нет, да и аскеза он вёл скорее всего интуитивно, ведь он исследователь и искатель, и ведь действительно и нашёл и исследовал именно то, что его последователи пытаются найти и по сей день. Так вот Татьяна- аскетизм привносит в жизнь практикующего его; недюжую Силу Воли, а она ох как необходима на этом пути, в добавок к силе воли, аскетизм привносит повышенные вибрации, которые в свою очередь тоже способствуют просветлению, а так- же правильный аскетизм, не умерщвляет плоть, а воспитывает её, и в добавок ко всему сказанному, правильно проведённый аскетизм, подготавливает психику практикующего, к восприятию Высшей Истины, что- бы это небыло, ударом для практикующего, типа как обухом по голове. То- есть, правильно проведённый аскетизм, воспитывает плоть, повышает вибрации индивида, затачивает психику и сонастраивает её со всем организмом в целом на необходимый лад, то- есть происходит своеобразная гармонизация, как самого индивида так его психики и тела вместе взятых, но это всё сугубо- индивидуально. Нужны и сила Воли и воспитанная плоть, и точеная психика, и самое главное сам индивид, утонченно восприимчивый, к любому колебанию. Ведь все есть вибрация, и если индивид не филигранен, то счастливого плавания, как говорится. Но Будда- то реально делал аскету, а его последователи, реально решили, что если аскетизм, не ведёт к просветлению, то нечего и парится, ах плутишки. Будду умом не понять, ведь он вышел за пределы ума, причём через парадную дверь. Можно сколько угодно цитировать, запоминать и повторять, но без правильной практики и правильного сосредоточения, до него не доползти. Летайте, Летайте Татьяна!

    • а не могли бы вы сказать, где почитать о правильной аскезе в буддизме? и что еще об этом говорил Будда (первый или другие)? спасибо!

    • Lun Brite, о самом аскетизме Будда говорил — как сказано в Палийском каноне — что аскетизм не ведёт к просветлению, а ведёт (если его выбрать как метод) в последующем воплощении к рождению в одном из уровней ада. Будда исследовал путь аскезы и нашёл его непригодным, бесполезным и не приносящим благо, приносящим вред, о чём прямо сказал своим ученикам. Так сказано в суттах Палийского канона, и это не моё личное мнение, я руководствовалась текстами. Например в МН 45 Куладхаммасамадана сутта («Короткое поучение о типах духовных практик») говорится о четырех типах духовных практик. в частности о практике аскезы: «Так, разными способами он привержен к практике аскетизма и умерщвления плоти. С разрушением тела, после смерти, он попадает в худший мир, в мир лишений, или в мир голодных духов, или в ад». Есть и другие сутты в подтверждение моих слов. Будду умом не понять, как Вы сказали, но всё же есть его учение, которое понять можно. А Вам, друг, советую читать тексты Палийского канона, чтобы Ваше мнение не было излишне субъективным.

  4. Я прочитал все это и у меня возникло много сомнений о правильности теорий буддизма.

    1. Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! Ничто не создается и ничто не исчезает-а все трансформируется из одной материи в другую, это-истина в последней инстанции.
    2. О карме… Карма-как и все-любые религиозные верования и доктрины-всего лишь общественный договор! И не более того! Это -истина в последней инстанции.
    3. Пренебрежение телом-это величайшее заблуждение.
    Что же это за душа в которой нет места высокоразвитому физическому телу, которое обладает высшими космическими энергиями, может приходить и уходить с земных планов_когда есть необходимость. Это будет не душа, а малюсенькая душонка-может быть немного большей, чем у известного маугли, которого воспитывала волчица.. это еще одна истина в последней инстанции..
    4. А вообще-все религии и верования-дубинка управления сущностями, которых с большим трудом можно называть людьми, которые ищут на что бы опереться в этой тяжелой физической жизни, не понимая того-что все опоры находятся внутри нас, а все религии и верования созданы силами тьмы.. Это- еще одна истина в последней инстанции.

    • Алекс, согласна с Вами, спасибо за комментарий. Я полагала, что одинока в своём видении мира и отношении к религиям. Даже уже стала думать, что заблуждаюсь, не веря в бога и решила узнать о буддизме, пытаясь найти в нём те же истины, которым доверяю я. Ошиблась, там тоже всё не то. Нужно верить не идолам, а в самого себя и тогда нет никаких зависимостей — сюда не ходи и это не делай. Моё мнение, что все религии — это глобальные секты, в которые вступили очень и очень многие люди. Даже провожу аналогию с сетевым маркетингом — уговори двух своих друзей покреститься и тебе там на небесах воздастся после смерти, будешь там почитаем и уважаем. Это не что иное, как алчность, люди пытаются купить себе комфорт в загробном мире. Люди настолько боятся смерти и самой жизни, совершают ошибки, что ищут во всём оправдание высших сил. И пусть меня закидают тухлыми помидорами все супер-верующие, пытаясь доказать, что есть бог, карма и прочее и лишний раз докажут, что они хотят подписать меня и привести в секту. Это лишь доказательство того, о чём написано выше. Никому ничего не доказываю и не склоняю других поверить в то, во что верю сама в отличие от окружающих, которые хотят подписать на христианство. Просто знайте, что есть люди, которые не верят в религии. Можно сказать, что это тоже религия — отказ от всяческих религий. Приятно осознавать, что есть люди с тобой схожие, таких меньшинство.

      • Здравствуй Елена!
        Прочитал ваш каментарий решил,сказать пару слов,пару мыслей.
        Так сложилось что с детства задавал себе сложные вопросы о жизни,на некоторые ответы нашел,на другие еще ищу.
        в любой партии в любой религии,ВЕЗДЕ!!!! есть спикуляции,и всякие искажения,а все из-за эгоизма человеческого.
        например одни хотят в рай,другие не хотят в ад—суть одна и таже Я.Я.Я.
        НО если без амбиций,и без предубеждений ,не глядя на религиозных людей вникнуть в учение Христа—оно прекрасно!!!!!!!!!!!!!!
        ни в одной религии,я не нашел чтобы Бог умер за свое творение! И самое главное ПОЧЕМУ Он это сделал!!!
        тут можно много говорить аргументировать и т.д.
        Мою душу ОЧАРОВАЛА ЛЮБОВЬ которую показал на деле Христос! Этот принцип мне кажется самым логичным и последовательным!!!! Его любовь-ЕСТЬ СУЩЕСТВУЕТ БЕЗ ПРИЧИНЫ,она действует,он любит даже своих врагов,едвали я могу нормально проявить любовь к друзьям своим….тут есть чему учится и восхищаться.
        человеческая любовь очень условна,если человек меняет повидение меняется и отношение к нему!!!
        вывод-истинное христианство может у самого слабого и ничего не значашего человека развить огромное сердце!которым он обнимет весь мир

    • Алекс! Походу твоя религия это — истина в последней инстанции.
      По твоим четырём пунктам:
      1. «Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! » Ты так сказал, будто у тебя есть неопровержимые доказательства обратного!!!
      2. О карме — поступай с другими так, как ты хочешь чтоб другие поступали с тобой. И этим всё сказано.
      3. Душа или дух — это энергия, информация, которая от перерождения к перерождению наделяет нас сознанием, разумом..
      4. «все религии и верования созданы силами тьмы» Серьёзно??? Докажи!
      Если все религии — дубинка управления сущностями, которых с большим трудом можно называть людьми. И если к примеру твои родители верующие люди, то получается что и их ты затрудняешься назвать людьми, да?!
      Я никого не хотел обидеть или в чём-то обвинить. Просто уважайте мнения других, чтоб и другие тоже вас стали уважать. И творите больше добрых дел.

    • Алекс! У Вас возникли сомнения потому, что вы не потрудились как следует изучить вопрос. Прочитав, не двести статей, а одну лишь статью, не составите верное мнение. Не разобравшись в теме, не зная предмета, сразу же делать поспешный вывод… Ну-ну! Вы пишете: «Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! Ничто не создается и ничто не исчезает-а все трансформируется из одной материи в другую, это-истина в последней инстанции».
      Но истина именно такова: всё, что сотворено, всё, что состоит из частей — подвержено разрушению и распаду: будь то глиняный горшок или Ваше тело — это всё подвержено разрушению. Глиняный горшок перестанет быть таковым, перестанет быть «глиняным горшком», распадётся на элементы и уже не будет тем, чем был. Поэтому и сказано о том, что всё, что сотворено, подвержено разрушению. Так же и тело конкретного человека разрушится, не будет больше того, что называется «это тело». Оно распадётся на элементы. Будут атомы, электроны, но тела не будет. И атомы, на которые распадётся «это» тело станут принадлежностью другого тела, но это будет уже не «это тело». В свою очередь, конкретные атомы, из которых состоит конкретное тело (на момент его распада) также однажды перестанут существовать. Более того, эта конкретная вселенная также однажды перестанет существовать. Появится новая, но именно ЭТА никогда уже не будет существовать. Вот о чём речь. Что тут ещё объяснять?

  5. СПАСИБО ЕЛЕНА. Я ТАКОГО ЖЕ МНЕНИЯ . И Я СЧАСТЛИВА , ЧТО НАШЛА ЧЕЛОВЕКА ,КОТОРЫЙ ДУМАЕТ ТАК ЖЕ КАК Я. Я ХОЧУ ПОГОВОРИТЬ НА ЭТУ ТЕМУ И НАЙТИ ТЕХ КТО МЫСЛИТ ТАК ЖЕ.

  6. Сам Будда заявлял что его учение — результат его личного практического опыта. Поэтому буддизм не дает глубоких знаний и не ведет к Освобождению — ЛИШЬ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАДАНИЙ. Но познать и понять ВЕДУ ленивому обывателю весьма сложно! В основе буддистского мировоззрения мир, где все взаимосвязано и все меняется, так невозможно существовать ПОТОМУ ЧТО НЕТ ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ и наступил бы хаос!!! ПРАВИЛЬНЫЙ АСКЕТИЗМ основа освобождения — ибо это качество богов но он безполезен без истинного знания это лишь метод а не цель
    НИРВАНА буквально — НИ ОДИН потеря личности АТМА и растворение в пустоте = ШУНЬЯТА потому буддизм ловушка души для глупцов
    КТО НЕ НАЙДЕТ БОГА В СЕБЕ ТОТ НЕ НАЙДЕТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЕБЯ

  7. Большое спасибо за статью! В ней вполне доступно объясняется, что такое Буддизм. Для людей, которые просто интересуются религиями — этого достаточно! Спасибо огромное! Успехов!

  8. Сколько людей, столько и мнений. И каждый прав — для себя. У каждого свои боги и своя вера. Зачем придумывать одну веру и одну религию? Только загонять человека в чужие рамки. Будда мог думать одно, а его могли понять по-другому. Никто уже не сможет подтвердить, так ли все было. Легенды перевираются с веками очень жестоко. Но вот что можно сказать о буддизме как о собрании мыслей последователей этого течения: своя мудрость в нём есть. И её даже больше, чем во многих других учениях. Стоит только отделить зерна от плевел, здравые мысли от некоторых перегибов вроде жесткого аскетизма. Намеренное причинение себе страданий не ведет к просветлению, а ведет к борьбе за жизнь и волю. Я считаю, что человеку полезно себя радовать, не важно чем — походом в кино или хорошей едой. Главное, не делать это постоянно и воспринимать как подарок самому себе, как праздник. Главные противники жизни — это пресыщенность, скука и нужда. Путь посередине — самый лучший. Когда ты не нуждаешься, но и не пресыщен, то есть время размышлять о высоком и духовном. И еще — пускай меня заплюют религиозные люди — но перестаньте обманываться. Нет бога. Вот нет и все. Есть невероятные стечения обстоятельств, совпадения, которые иногда да случаются. Может статься, что и человек получился случайно. Смиритесь с этим. Некому разгребать ваше д*ерьмо, некому решать ваши проблемы и «отпускать грехи», как и некому наказывать. Ваш мир — это вы сами. Вы сами своя награда и свое наказание. Так что про карму — это правда. Ну а вот прибавление и убавление очков к карме — это уже дурость и влияние капитализма :/ Нельзя измерить вину и доброту в каких-то там очках… Уф, сложно и много, простите, просто писала, как мысль шла)))

  9. Вот как даже в обсуждениях к статье о буддизм умудрились задеть оскарбить.показать пальцем кто тут неправильная пчела..люди. человеки

  10. Наверно стоит обратить внимание на две вещи которые достаточно часто встречаются в нашей жизни. Люди пережившие клиническую смерть и описывающие свои ощущения и духовные лидеры буддизма говорящие где и как искать их реинкарнацию. Это так сказать материальные свидетельства, которые нельзя не учитывать в споре о душе и боге.

    • В споры «о боге» охотнее всего, вписываются как раз те, у кого душа не чиста.
      Это конечно никакое не материальное свидетельство, скорее так, моё личное наблюдение.

  11. Я атеист. С уважением отношусь к различным философским учениям, в том числе к буддизму. Религию характеризую словами Станиславского: «не верю».
    Все верующие считают атеистов недочеловеками (см. выше пост Алены: «Не ограничивайте Бога своими скудными представлениями о нем»).
    Даже в ст. 148 УК РФ впердюлили «Преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих». А мои чувства, Алена, тебе твой бог позволяет оскорблять? Закон точно позволяет :) :)

  12. Зачем же делать хоть что, если всё бренно, тщетно и тленно?
    — этот вопрос, я сколько помню, сам себе задаю день за днем.
    Что за бартер я другому в ответ, на сей раз припряпрятал за рукавом?!?
    И почему ж так раздуто моё удивленьньеч? Позвольт!?! За что?!?
    Откудов такой зловещий про меня у судьбы приговор?
    И неужто так же преданно ждет, так же неистоство, страстно..и всегда ли страсть несет и любовь? Так ли создан вопрос всегда для ответа?

  13. Всякие религии предлагают ограничения — в желаниях, в отношении мыслей и т.д.
    Кто-то написал о Христе, умер за всех и врагов и друзей…скажем так. Но если буддизм был до рождества Христова, то почему Бог послал сына через тысячелетия, показать нам, что есть любовь к ближнему? Каждый год на Землю приходит благодатный огонь и мы считаем, что еще один год нам дарован. А как тогда жили люди до рождества Христова и кто даровал им годы жизни? Будда? Я уважаю все религии, но меня не покидает мысли и сомнения…

  14. Алекс,когда говорится что создано-исчезает,не говорится о том,что исчезает вообще в небытие,а говорится о преходящести вещей и что любая вещь с момента его удостоверения сознанием меняется каждый момент и это тонкая форма преходящести в том самом непрерывном потоке трансформации,о котором ты говоришь. И с этой позиции Будда тоже прояснял,что рождение и смерть иллюзорны, потому что всего лишь обозначения в потоке перехода сознания из тела в тело.Тонкая форма преходящести в буддизме — это обычно не фиксируемое обыденным уровнем ума изменение феноменов от момента к моменту,начиная с самого первого момента удостоверения его «рождения» сознанием и до последнего момента удостоверения его «разрушения».
    Поэтому, на обыденном уровне восприятия индивид не может
    явно и напрямую отличить вчерашний глиняный горшок и сегодняшний глиняный горшок.
    Такой уровень восприятия,способного различать эти непрерывные изменения,возможно в йогическом достижении видения тонкой формы преходящести через однонаправленную медитацию.
    Выражено в Четырех Буддийских Печатях:
    Все собранное-преходяще;
    Все «загрязненное» есть страдание;
    Все существующее-не имеет самобытия;
    Нирвана-истинный покой.
    Карма-действие.Действия ума,тела и речи.
    Действия начинаются с намерений.
    В буддизме говорится что начало сансарического и обусловленного восприятия и реагирования начинается с неведения относительно пустотной природы всех феноменов.Неведение начинает приписывать объектам восприятия самостоятельное существование.Проявляясь как двойственное видение,неведение разделяет мир в глазах индивида на категории и индивид начинает приписывать этим объектам противоположные друг другу качества.При приписывании объекту качеств,подходящих под категорию «моё»,- начинают проявляться беспокоящие ментальные факторы по отношению к этому объекту.Такие как страсть,желание обладать им,привязанность,ревность и т.д.
    Противоположная категория вещей — «не-моё».В отношении этой категории вещей проявляются другие беспокоящие ментальные цепляния-отталкивание,неприятие,желание быть подальше от этих вещей,агрессия и т.п.
    Далее ментальные факторы диктуют реагирование и намерение,намерение переходят в действие-карму.
    В общем…
    Все ваши дальнейшие выводы о буддизме поверхностны и ошибочны по отношению к буддийской философии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here