Шокирующий обряд сати

Многих это шокирует. Сегодня вы узнаете про обряд Сати в Индии. Древняя страна богата на самобытные традиции, остающиеся практически неизменными на протяжении многих столетий. Одни из них вызывают у европейского человека интерес и восхищение, а некоторые – неподдельный ужас и непонимание.

То, что может действительно шокировать современного человека – обряд сати. Если сказать в нескольких словах, то этот ритуал предполагает самосожжение вдовы после того, как ее муж скончался: на его погребальном костре или спустя несколько дней. Законодательно этот обычай давно запрещен, но, как свидетельствуют хроники, в некоторых деревнях все еще имеют место такие случаи.

Шокирующий ритуал сати в Индии
Шокирующий ритуал сати в Индии

Легенда о происхождении обряда сати

Индия не перестает удивлять того, кто находится на пути познания ее истории, культурных традиций, ритуалов. Обряд сати – это явление, вызывающее шок и неподдельный ужас у иноземцев. Даже в индийском обществе ведутся разгоряченные споры по этому поводу. Полностью искоренить этот ритуал не удалось. Почему так происходит, однозначно ответить нельзя. Но предположить можно.

Мы знаем, что Индия – это государство с многовековой, а, может и тысячелетней историей. Ей приходилось переживать и этапы невероятного подъема, и времена упадка. Уже длительный период страна живет в непростых условиях. Несмотря на то, что Индия обладает всем для того, чтобы безбедно жить, большинство её жителей едва сводит концы с концами.

Возможно, то, во что верили их предки, и то, какие традиции чтили превыше всего, дает силу бедным индийцам, являющихся преемниками культурного наследия. Надежды на материальное улучшение практически нет, поэтому наиболее весомая опора – это духовный аспект.

Придерживаясь тех же традиций, что и их предки, люди ощущают незримую связь с ними, подпитывающую веру в благополучную жизнь после перевоплощения. Может, поэтому исторически сложилось так, что индийцы – это народ, который свято чтит свои традиции, пускай некоторые из них современному человеку кажутся дикими и активно осуждаются.

Сказать наверняка, что стало точной причиной появления обряда сати и когда это произошло впервые, невозможно. Существует только некая легенда, пытающаяся объяснить происхождение этого древнего ритуала.

Фотография ритуального костра в Индии
Фотография ритуального костра в Индии

Легенда возникновения ритуала

Итак, согласно легенде, у бога Дакши Праджапати была дочь Деви. В воплощении Сати она была верной и любящей супругой Шивы. Однажды Дакша устроил великий пир, предназначенный для всех божеств. И пригласил он на этот пир всех, кроме Шивы. А причиной было то, что Дакша не одобрял брак своей дочери Деви и решил таким образом продемонстрировать свое отношение к нежеланному зятю. Но, так как Сати преданно любила своего мужа, она восприняла такой поступок отца как оскорбление не только Шивы, но и себя как его жены.

В знак протеста и с желанием доказать превосходство Шивы над другими богами Сати взошла на жертвенный огонь и сгорела заживо. Когда Шива узнал о поступке своей любимой жены и о том, что послужило тому причиной, он разгневался и отсек голову Дакше.

О том, что было далее, есть несколько предположений. Одно из них гласит: обезумевший Шива собрал останки супруги и, изнемогая от горя, долго бродил по разным местам. Там, где падал на землю прах Сати, образовывались озера и возводились храмы.

Согласно другой версии, после самосожжения Сати и убийства ее отца Шива, совсем потерявший остатки рассудка, поднял свою жену и начал кружить ее тело в сумасшедшем танце. Решив прервать это безумие, бог Вишну рассек тело Сати на пятьдесят частей. Все останки упали на землю. Все места, куда они попали, стали святыми.

Отныне богиня Деви, продемонстрировавшая с помощью акта самосожжения верность мужу, стала символом безоговорочной преданности индуистской женщины своему супругу. Названный в ее честь, ритуал сати предполагает, что овдовевшая женщина сжигается на погребальном костре вместе со своим мужем. Таким образом жена следует за своим почившим супругом, доказывая свою добродетель.

"Вдова идет в ритуальный костер" - старинная индийская иллюстрация
«Вдова идет в ритуальный костер» — старинная индийская иллюстрация

История обряда

Известно, что ритуал сати аналогичен обрядам, существующим в истории других народов. Например, на Руси существовал обряд, когда вместе с телом хозяина заживо сжигалась его рабыня.

В Махабхарате имеются упоминания о том, что приблизительно в 400 году до н.э. были случаи добровольного самосожжения женщин во имя своих мужчин.

Интересно то, что сам Александр Македонский, путешествующий по территории Индии, в 316 году до н.э. стал свидетелем того, как две женщины боролись за право быть сожженными на погребальном костре вместе со своим любимым мужчиной. Безусловно, на него это произвело огромное впечатление. По его мнению, подобная практика не была редкостью. Это было заведено для того, чтобы жены не пытались отравить своих мужей.

В Северной Индии непосредственно до формирования Империи Гупт уже существовал обряд, получивший название «анумарама». Его отличие от ритуала сати заключалось в том, что он был абсолютно добровольным и предполагал сожжение не только жены, а и всех тех, кто сам хочет продемонстрировать свою преданность умершему человеку. Так, на погребальный костер могли восходить слуги, подданные, родственники и друзья. Особенно подобное практиковалось, когда была дана клятва верности.

Считается, что обряд самосожжения вдов в Индии больше всего был распространен на закате существования Империи Гупт (приблизительно в 500 году до н.э.). Есть также мнение, что это связано:

  • с расслоением общества на касты (ритуал сати был сродни методу, направленного на идейное подчинение членов касты);
  • с приходом на территорию Индии белых гунн, ставших причиной распада Империи Гупт.

Ритуалы самосожжения вдов в открытую продолжались до начала XIX века. Именно в тот период был принят закон, официально признававший сати преступлением. Конечно, среди населения не сразу укоренилось в сознании, что этот ритуал должен остаться в историческом прошлом. Да и что говорить, если подобная практика иногда все еще имеет место в некоторых деревнях.

Ритуальное самосожжение. Гравюра
Гравюра

Традиции проведения ритуала

Основная идея сати – это добровольное самосожжение вдовы с телом своего мужа. Согласно традиции, тело умершего должны были предать огню (в Индии принято покойников именно сжигать) в течение одного дня после смерти. Этого времени жене должно было хватить на то, чтобы принять решение, готова ли она следовать за своим мужем на погребальный костер. Но если супруг умер вдалеке от дома, допускалось, что обряд будет совершен позже.

Обряд сати считался логическим завершенем брака между мужчиной и женщиной. Жена перед восхождением на ритуальный костер надевала свадебные одежды (часто это был именно тот наряд, в котором она выходила замуж) и следовала за мужем.

Сам процесс совершения сати мог быть разным. В некоторых случаях женщина лежала или сидела рядом с телом мужа, ожидая, когда разожгут костер. Бывало, что вдова прыгала в уже пылающий огонь. Но есть и свидетельства того, что иногда жены самостоятельно разжигали пламя, сидя внутри.

Сати - это значимый ритуал для всей Индии
Сати — это значимый ритуал для всей Индии

Было ли добровольным самосожжение вдов?

Хоть ритуал сати изначально считался добровольным, похоже, иногда все было далеко не так. По сохранившимся рисункам, показывающим обряд, можно сделать вывод, что вдов пытались обездвижить, чтобы они не могли выбраться из костра. Например, супругу покойника связывали, или же люди выстраивались вокруг пламени с острыми и длинными шестами, направленными на женщину. Так исключалась возможность того, что попытки вдовы спастись увенчаются успехом.

Но даже если к женщине не применяли таких радикальных мер, она зачастую подвергалась сильнейшему психологическому давлению (особенно со стороны родственников мужа). Из-за осуждения самого статуса вдовы обществом и из-за того отчаяния, какое она испытывала, женщина могла самостоятельно принять решение сгореть в костре. Это казалось единственным верным выходом.

Мы решили не публиковать фотографии обряда сати по известным причинам, спасибо за ваше понимание.

И хоть сати уже давно запрещен, а закон карает тех, кто каким-то образом причастен к организации обряда, отношение к вдовам в глубинке страны остается, можно сказать, безжалостным. Несчастных женщин считают кем-то вроде «ходячих мертвецов». И даже называют «съевшими своих мужей». Веря во все эти предрассудки, их могут не пускать на свадьбы и праздники в честь рождения детей. Они считаются практически выброшенными за борт жизни.

Западное общество может, осуждать подобные порядки. Но стоит согласиться, что Индия – страна с непростой судьбой, а индийцы – народ, терпевший жизненные испытания не одно поколение. Возможно, нежелание полностью отойти от подобных традиций, пускай даже таких лихих и порой кровавых, связано со страхом перемен, которые ведут за собой неизвестность?



Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Это действительно вызывает ужас и непонимание. Всё время звучит один вопрос: зачем? А если супруг умер просто от старости, в чем виновата его жена? С одной стороны это символ преданности своему супругу, но ведь в жизни это можно показать совсем иначе. Ты можешь быть всячески любящей женой, быть верной ему и после его смерти. Но ведь этот обряд мучительно болезненный, супруг ведь сжигается уже мертвым, а жена все еще жива. А в случае с молодой девушкой, что тогда? Вдруг после ее смерти у нее останутся малолетние дети, кто позаботится о них, если ни отца, ни матери нет в живых. Это полная ерунда.

  2. Действительно от такого обряда становится несколько жутко, и раз даже в Индии идут споры по этому поводу, я думаю им стоит пересмотреть этот обычай, и заменить самосожжение, на что то более гуманной и не связанное ни со смертью ни с нанесением тяжких телесных травм.

  3. Все очень просто. Индия — очень бедная страна, и под видом обряда «Сати» шло деление наследства умершего. А чтобы жене ничего не оставалось, для многочисленных родственников было очень удобно отдалить ее от дележа.

  4. Смысл последнего абзаца, очевидно, в том, что европейцы должны понять, простить и принять обряд сати, т.к. «Индия – страна с непростой судьбой, а индийцы – народ, терпевший жизненные испытания не одно поколение». Очень толерантно, автор.

  5. Не надо считать индусов зверями и садистами.:) В некоторых местах для предотвращения обряда сати все-таки кое-что делалось. Как я уже написала в другом месте, по моим сведениям, брак женщины с деревом как раз к таким вещам и относился. Типа «первый муж жив, а значит и никакого самосожжения быть не может». Не знаю, правда ли. И ещё женщину «выдавали замуж» за букет цветов. Потом букет выбрасывали, а женщина, как символическая вдова уже не должна была умирать, если умирал «второй», настоящий муж.

  6. Я прочитал статью как красивую сказку. Со стороны мужчины добровольное сати выглядит как высшая степень любви и преданности. Насилие я не приемлю ни в каком виде, поэтому сати по принуждению понимать отказываюсь. Как и мнение об избавление от конкурентов в борьбе за наследство. Вряд-ли это был удел только состоятельных семей. Как сказка — красиво, но я люблю свою жену и не желал бы ей сгореть заживо. Слава Богу мы православные и у нас один живой Бог.

    • Мы русские! И наше настоящее прошлое — украли фашисты Романовы, в 19м веке….
      Они уничтожили настоящие могилы наших предков по всему миру, и придумали фашистскую — авраамическую идеологию. Ну, а Сталин, на основе этой идеологии, создал православную секту….

  7. Бред изобретённый авраамическими фашистами…. Когда русскую Индию захватили фашисты Романовы — британская ветвь сошедших с ума придурков.Они всюду как и на Руси, стали уничтожать все следы русской цивилизации. И выдумывать собственный бред.

    Шива — древнерусское слово, и читается как: — соединить единым основу материи.
    Без Брахма, Вишну, Кали… Шива не читается. Поскольку это всё ипостаси единого Бога-Творца! Сати — сложение материального творения единством…. Ни кто, ни кого — не сжигал….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here